Комплекс Фауста
Комплекс Фауста (осторожно, ацкая сотона!)
1. Джузеппе Тартини: Дьявольская трель
Пристальнее слушайте мелодии и ритмы вокруг вас – и вы заметите, сколь глубокие и устрашающие смыслы таятся в гармониях внешне невинных музыкальных опусов, как спонтанно и безотчетно эстетический экстаз самого нематериального вида искусства связывает нас с миром мистического и иррационального, с миром духов и магии. И ведь никогда заранее не знаешь, что за личность привлечет твое внимание с той стороны. Может, добрый друг, а может, злонамеренный искуситель. Райские трубы и сатанинские тромбоны, подмеченные Алексом из «Заводного апельсина» в 9-й симфонии Бетховена далеко не открывают, и уж точно не закрывают этот список. Стартует хит-парад, и перед нами великий скрипач и композитор XVII столетия Джузеппе Тартини и его Дьявольская соната. Слово предоставляется дону Джузеппе:
Однажды, в 1713 году, мне приснилось, что я продал душу дьяволу. Все было так, как я желал — мой новый слуга был готов исполнить любое моё желание. Я дал ему свою скрипку, чтобы понять, может ли он играть. Как же я был ошеломлён, услышав такую замечательную и прекрасную сонату, исполненную с таким мастерством и искусством, которую я даже не мог представить. Я чувствовал себя заколдованным, не мог дышать, и тут я проснулся. Сразу же я схватил скрипку, чтобы хотя бы частично запечатлеть мой сон. Увы! Музыка, которую я тогда записал, является лучшим из всего написанного мной, и я все равно назвал её «Дьявольской трелью», но её отличие от того, что меня вдохновило, было столь огромно, что я разбил бы мою скрипку и навсегда распрощался с музыкой, если бы нашел возможность жить без того удовольствия, которое она мне доставляет.
2. The Rolling Stones - Their Satanic Majesties' Request, 1967
Мик Джаггер смотрит на тебя как на... доброго христианина
Апогеем демонизма в музыке 60-х стал темный брат-близнец сержанта Пеппера – самый необычный и таинственный во всех смыслах альбом Rolling Stones “Their Satanic Majesties Request”. И здесь даже оформление оригинальной пластинки - это портал в неведомое измерение. Сюрреалистическая трехмерная картинка-переливашка, приклеенная на переднюю сторону конверта, презентует нам собственно роллингов, сидящих в ряд в средневековых одеяниях на фоне сказочной долины, дворца в восточном стиле и голубого неба, в котором, правда, фигурируют планеты, которых с Земли обычно не видно. И это нам подсказывает, что дело происходит где-то не здесь. Головы роллингов неестественно вертятся во все стороны, и лишь Мик Джаггер пристально и недобро смотрит все время прямо на тебя. Руки его скрещены над грудью, но под определенным углом зрения длани раскрываются и между ними недвусмысленно загорается пламя.
В куче неведомых фруктов и цветов, окружающих сидящих, дотошный зритель разыщет четыре спрятанные головы членов группы Beatles… Альбом является, пожалуй, самым талантливым и новаторским из всей череды великих психоделических альбомов 1967 года, он повлиял на все, что можно, а в 1996 обрел еще и преемника. Американская группа Brian Jonestown Massacre окрестила свое самое программное творение “Their Satanic Majesties’ Second Request”. Ловите продолжение!
Сами же роллинги после «Сатаника» немного сменили творческий курс и никогда уже ничего более безумного не производили. Не уверен, есть ли здесь прямая логическая связь, но в 1969 году гитарист и основатель Rolling Stones Брайан Джонс покинул этот мир при загадочных обстоятельствах. Поговаривают, он так и не оправился после разрыва с немецкой актрисой Анитой Палленберг, склонявшей музыкантов к оккультным экспериментам и психоделическим наркотикам.
3. Machiavel - Jester, 1977
Пластинка бельгийской группы Machiavel “Jester” 1977 года также немного обескураживает своим оформлением. Смесь мрачного гофмановского романтизма и отравленного содомией футуризма поначалу не бросается в глаза, но при детальном рассмотрении неслабо рвет шаблон и повергает в некую мистическую прострацию. Ты уже как бы забываешь реагировать на неадекватность музыкального содержания, накатывающего лавиной образов и атмосферой сказочного сюрреализма.
Остановимся на треке Sparkling Jaw – здесь, как в The march Of The Black Queen или Bohemian Rhapsody, голова закружится от частой смены чарующих музыкальных тем, и все вроде бы благостно, пока не вникаешь в текст: A crocodile was joining us / "You 're all my friends " he said / "Don't be afraid..." / " I only want to give you pleasure And take a little thing from you..." Последняя фраза повторяется несколько раз, словно мантра. Ну вы поняли? Речь снова идет о возмездном отчуждении души…
4. Billy Paul - The War Of The Gods, 1973
Но все вышеперечисленное – просто шуточки по сравнению с композицией Билли Пола War Of The Gods с одноименного альбома 1973 года. Здесь перед нами разворачивается эпическое полотно, теософский трактат, провоцирующий пересмотр взаимной роли Бога и дьявола, облеченное в форму красивейшей, нежной и чувственной соул-баллады.
Проработанность вопроса и проникновенность обращения вводит в транс, от которого не так-то просто отвлечься. Ты все еще недоумеваешь, как монашка из фильма «Догма», которую Локи в аэропорту разубеждает в ее вере, апеллируя к сюжету из «Алисы в стране чудес», - а Билли Пол уже вовсю расцвечивает перед тобой восхитительную оду князю тьмы.
Полюса морали меняются местами прямо перед твоими глазами, как полюса Земли после какого-нибудь хтонического катаклизма. Самая грандиозная провокация на тему религии в искусстве.
4. Holy Wave – Relax, 2014
Данная пластинка отправляется в рубрику «Комплекс Фауста» в основном за грехи по части визуального символизма. Благодаря разгулу религиозного мракобесия в середине 20 в. в некоторых западных государствах, где освобожденное, но не просвещенное массовое сознание возжелало коренного пересмотра фундаментальных духовно-нравственных ценностей, пентаграмма (вписанная в окружность пятиконечная звезда, желательно еще и перевернутая) приобрела стойкую ассоциативную связь с сатанистскими культами. И об этом не могли не знать члены американского ансамбля Holy Wave, избравшие для оформления своей пластинки, столь эпатажную символику. Здесь пентаграмма вписана в пентаграмму, а на лучах звезды расположены юзерпики музыкантов… Позвольте, а что у них с глазами на фотографиях? Да это же листья конопли! Долбаные торчки, обколются своей марихуаной и молятся сотоне!
В действительности следов откровенного дьяволопоклонства в творчестве Holy Wave не наблюдается. Пентакль здесь не тождественен антихристианскому пафосу, так же как старорусские узорницы, вышивая на домотканых скатертях свастику, не задумывались о преимуществах кастового общества и превосходстве арийской расы. Проводя подобное сравнение, правда, нужно учитывать, что русские узорницы про Адольфа Алоизовича, блитцкриги и геноцид ничего не слышали, а вот музыканты из современного Техаса, вероятно, осведомлены о жизни и удивительных приключениях господ Элистера Кроули, Чарльза Мэнсона, да и «Черную Библию» Антона Шандора Лавэя, наверно, почитали на досуге. Однако, необходимо иметь в виду различие культурных парадигм модерна и постмодерна. Постмодернизм отменяет императивную связь между символом и его смысловым содержанием. Ключевое значение пентаграммы, как художественного объекта, в данном случае несет не ее каноничная расшифровка, а туманный вихрь культурной рефлексии, ассоциативный ряд, включающий подчас противоположные смысловые оттенки.
Поговорим наконец о самом альбоме. Группа Holy Wave, как уже было сказано, из Техаса, точнее из города Остин. Это один из крупнейших центров современной гаражно-психоделической культуры, где проходят фестивали, тусовки, сэйшны, и живет известная на весь мир группа Black Angels (тоже сотонисты, судя по названию). Альбом Relax вышел, кстати, на лейбле The Reverberation Appreciation Society, созданном по инициативе гитариста Black Angels Кристиана Блэнда в 2010 году. И эта фирма с ходу зарекомендовала себя как источник годного контента. Кроме Holy Wave на RAS выпускались Elephant Stone, Night Beats, The UFO Club, Joel Gion (тот самый чувак с тамбурином и бакенбардами из Brian Jonestown Massacre) и Christian Bland And The Revelators, конечно же. И даже в этой представительной компании пластинки Holy Wave не затерялись.
Псевдогаражное звучание, эксплуатируемое как эстетический принцип многими современными рок-группами, на поверку оказывается результатом качественной продюсерской работы, проведенной далеко не в гараже, и призванной создать на альбоме космическо-фантастическую атмосферу. Диалектика безмятежности и таинственного ужаса красной линией проходит через всю пластинку, и даже ее оформление. Название альбома звучит как обращение к слушателю: расслабься! Однако с конверта на тебя угрожающе замахивается неведомый монстр, дитя мрака. То же и с музыкой: неспешные и умиротворяющие пассажи открывающих треков как-то совершенно магическим образом перерастают в металлическое месиво. Ты как будто засыпаешь в шезлонге на калифорнийском пляже под радио, на котором крутят Beach Boys, а просыпаешься уже в суровом Детройте на концерте Amboy Dukes, растревоженный неистовым соло Теда Нуджента. Происходит размывание границ между радостным и мрачным, адреналиновый всплеск порождает психоделическую эйфорию. Некое подобие услышанному можно усмотреть в творчестве, например, английской группы Hawkwind, которая в 1973 году опубликовала свой потрясающий концерт-аудиоспектакль Space Ritual, изобразив картину космического апокалипсиса, гибели человечества от инопланетных захватчиков, атакующих через психо-сферу. На твоих глазах рушится мир, но отвлечься от этого завораживающего зрелища просто невозможно.